«Х-фактор» помогает танцорам в электрических инвалидных колясках

00:00:00
10 минут
«Х-фактор» помогает танцорам в электрических инвалидных колясках
Фото: paralympic org

В честь окончания школы Амиром  был запланирован танец, и в ближайшие недели все ученики были полны волнения в процессе подготовки к выпуску.

Однако семья Амира с трудом разделяла этот энтузиазм. Перенеся инсульт в возрасте шести лет, который парализовал половину его тела и привел к тому, что он стал пользоваться электрической инвалидной коляской,
 как он примет участие в этом событии совершеннолетия?

Решение, которое он в итоге придумал, не только позволило Амиру Алибабику присоединиться к школьному празднику, но и определило направление его жизни на последующие годы.
«У нас были специальные (танцевальные) уроки для выпускного вечера, и, поскольку я не мог танцевать в формации, они спросили меня: «Хочешь выступить сольно с учителем танцев?» А когда я закончу учебу, я пойду с этим учителем танцев, и у нас будут уроки», — рассказал Амир.  

«Я не танцевал со всеми остальными учениками, но мы с тренером сделали специальный танец на две-три минуты. Мы составили какую-то комбинацию самбы и потанцевали. Это был мой первый танец на выпускном вечере, и когда я поступил в университет в 2015 году, я решил, что танцы — это мое». 

49148580056_2ac6612da1_k.jpg
Алибабик впервые станцевал на школьном выпускном вечере, а через несколько лет стал призером чемпионата мира по пара-дэнсу.

Перенесемся на семь лет вперед, и Алибабик станет серебряным призером чемпионата мира, который выйдет на танцплощадку на чемпионате Европы по паратанцевальному спорту 2022 года, который проходил в Праге с 28 по 30 октября. 

Алибабик — один из трех танцоров в Праге-2022, которые соревнуются в электрических инвалидных колясках, вместе со своим товарищем по команде из Словении Инес Голобич и Пирьо Паппилой из Финляндии.

Поскольку их группа все еще небольшая, на большинстве соревнований паратанцоры на электрических инвалидных колясках соревнуются вместе с танцорами на ручных инвалидных колясках.
Тем не менее, спортсмены надеются, что эти цифры могут вырасти, поскольку все больше пользователей электрических инвалидных колясок открывают для себя магию спорта. 

«Хотя из общего числа танцоров очень мало тех, кто танцует на электрической инвалидной коляске, нас на удивление много на глобальном уровне», — сказала Паппила. 

«Очень важно, чтобы такая небольшая группа также принималась во внимание в равной степени из-за физических, умственных эффектов и эффектов участия в танце, в дополнение к огромной радости, которую каждый имеет право испытать», — добавила она. «Я хочу побудить пользователей электрических инвалидных колясок хотя бы попробовать этот замечательный вид спорта, который дает мне возможность прожить действительно удивительную жизнь».

Эмоциональный отдых

Голобич, с детства пользующаяся инвалидной коляской, говорит, что во многих задачах в своей повседневной жизни она полагается на помощь других. Чтобы выразить свои чувства, она решила не говорить это, а танцевать.

«Я буду твоим клоуном за стеклом, иди и смейся, потому что это смешно»… Из динамиков звучит меланхоличный «Клоун» Эмели Санде, когда Голобич кружится и кружится на пражском танцполе.
Даже разговор о песне, которую Голобич выбрала для своего фристайла, вызывает у танцовщицы эмоции.

«За этим стоит смысл. По крайней мере для меня. Я нашла себя в этой песне, поэтому решила показать ее своему тренеру, и он сказал: «Хорошо». Я была очень застенчива, когда впервые показала ему это», — сказала Голобич.

«Я зависима. Я во многом завишу от других людей, потому что не могу позаботиться о себе — об элементарных вещах, таких как вставать, одеваться», — объяснила она. «Клоун» такой:

«Вот, я собираюсь тебя развлечь». Я собираюсь дать вам свой последний трюк, и я надеюсь, что со мной все будет в порядке, я буду интересна, и я надеюсь, что вы будете счастливее, приходя на эту работу, заботясь обо мне».”

Часто сдержанная в своих чувствах, Голобич может свободно выражать себя во время танца.

«Я люблю танцевать, потому что, когда я тренируюсь, я думаю только о шагах и музыке, и обычно все те повседневные вещи, которые случаются, уходят», — сказала Голобич, которая начала танцевать после выпускного вечера в старшей школе. как Alibabic, более десяти лет назад. «Это небольшой побег от повседневной жизни».

Это чувство слишком хорошо знакомо ее товарищу по команде. 

«Когда я на танцполе, это похоже на какой-то пузырь. Я изолирован в этом пузыре от мира», — сказал Алибабич. «Я не знаю, что происходит вокруг меня. Я просто на танцполе, я веду себя, показываю свои настоящие эмоции».

Один бросок вперед

Хотя они часто делят танцпол с танцорами на ручных инвалидных колясках, в том числе на чемпионате Европы 2022 года, танцоры на электрических инвалидных колясках отмечают, что их оборудование сопряжено с уникальным набором проблем. 
Помимо повседневных испытаний, таких как поиск розеток и маневрирование в ограниченном пространстве, спортсменам необходимо адаптироваться к техническим ограничениям своих кресел. 

Например, электрическая инвалидная коляска имеет встроенную задержку безопасности с момента касания пользователем джойстика до момента, когда кресло начинает двигаться. Хотя это не проблема в повседневной жизни, эти небольшие задержки могут помешать течению танца. Разряженная батарея представляет собой дополнительную проблему, поскольку она может значительно замедлить работу кресла.
Чтобы противостоять этим задержкам, танцорам приходится опережать джойстик, чтобы не отставать от музыки. 

«Моя первая инвалидная коляска для танцев была такой медленной, что мне пришлось очень хорошо помнить свою хореографию, потому что я должен был заранее знать, какое движение я собираюсь сделать», — сказала Голобич. 

«Это одно из самых больших отличий, когда речь идет об инвалидных колясках с электроприводом. Вы должны сделать много. Сначала вы должны думать о хореографии, затем вы должны думать, когда двигать руками, затем вы должны знать, когда двигать своим телом, и обычно, когда вы двигаете своим телом, ваша рука следует за ним, и, возможно, это происходит не вовремя, так что это сложно. Это не так просто.
Может быть, я пристрастна, но мне кажется, что танцорам с обычными инвалидными колясками немного легче, чем нам».

Amir Alibabic Hannibal Lecter.jpg
Для Alibabic танец — это возможность выразить эмоции и сыграть разных персонажей, таких как Ганнибал Лектер

Ход танца также может быть прерван, когда танцор убирает руку с джойстика. В отличие от ручной инвалидной коляски, которая может оставаться в движении даже тогда, когда спортсмен поднимает руки,
 электрические инвалидные коляски полностью останавливаются. 

Для Алибабика это особенно серьезная проблема, поскольку он не может двигать правой стороной своего тела, поэтому он не может поменять руку, которой управляет джойстиком.

«Когда вы толкаете себя в обычном инвалидном кресле, вы отпускаете руку, и инвалидное кресло везет вас», — объяснил он. «Когда я убираю руку с джойстика, мое кресло-коляска останавливается. Поскольку у меня только одна функциональная рука, я очень ограничен».

Собственный класс

Несмотря на различные проблемы, с которыми сталкиваются танцоры в электрических инвалидных колясках, их талант может преодолеть барьеры и заявить о себе.

Алибабич доказал это в 2017 году, когда он завоевал серебряную медаль в мужском одиночном фристайле класса 1 на чемпионате мира по паратанцевальному спорту в Малле, Бельгия, соревнуясь с пользователями инвалидных колясок.

«Когда я вышел на танцпол, я действительно отдал всего себя, и я просто знаю, судьи что-то во мне увидели. Они сказали, что это в основном связано с моей харизмой и моим присутствием, потому что я дал этому действительно хорошую энергию», — сказал Алибабич. «Когда я выхожу на танцпол, я стараюсь охватить все ощущения от танца, а не только физические (боковые), потому что я не силен на своем физическом уровне.
 Я сильнее на своем эмоциональном уровне, и я сильнее в своей музыкальности, и это танец для меня, потому что я не хочу быть роботом. Я хочу быть танцором.
Великие танцоры действительно физически развиты, но у лучших танцоров есть особый фактор, фактор X, который нельзя получить только с помощью физической подготовки. Это то, что у вас есть или у вас нет. Есть много хороших танцоров, которые не настолько физически развиты из-за своей инвалидности, но у них больше этого Х-фактора, как у меня».

Финская танцовщица Паппила тоже не стесняется показывать свои эмоции во время выступлений.

«Танцы — это как рисовать акварелью», — сказала она. «Одна из самых важных вещей в каждом из моих выступлений — танцевать с присутствием и как мое подлинное я. Поэтому, например, каждый мой вальс отличается, так как я пытаюсь «нарисовать» картину своих чувств, которые пробуждает во мне играющая музыка, и, конечно же, я надеюсь, что зрители и судьи смогут увидеть все краски. и эмоции, которые я «рисую» на этом холсте своим танцем. 

«Я очень эмоциональная спортсменка и не боюсь показывать искренние эмоции. Например, когда моя дорогая мама умерла в начале февраля, мне потребовалось три месяца, чтобы я смогла станцевать хоть один танец, и даже тогда, очень часто во время вальса, по моим щекам текли слезы».

В то время как танцоры в электрических инвалидных колясках соревнуются с танцорами в инвалидных колясках с ручным управлением, Паппила надеется, что больше таких людей, как она, займутся этим видом спорта, чтобы на каждом соревновании была отдельная категория для них. 

«Если бы у нас была своя категория, это повысило бы интерес к нашему виду спорта у тех, кто уже начинает танцевальный путь», — сказала она. «Действительно есть много людей, которые используют электрические инвалидные коляски по разным причинам. Вы должны найти среди них только тех, кто любит танцевать».

Преодоление страха

Отсутствие отдельного класса удерживает некоторых пользователей электрических инвалидных колясок от спорта.

Алибабич сказал, что знает многих паратанцоров, которые участвовали в соревнованиях более низкого уровня, таких как Holland Dance Spectacle, но боятся переходить на соревнования более высокого уровня,
где им придется столкнуться с танцорами в ручных инвалидных колясках. Он также настаивает на том, что пользователям электрических инвалидных колясок необходимо преодолеть этот страх.

"Ты должен быть сильным. Вы должны быть свободны, у вас всегда должна быть цель перед глазами, и вы не должны позволять никому останавливать вас на пути», — сказал он. «Большую часть времени мы слишком много внимания уделяем мнению других людей, например: «Вы не можете сделать это, вы не можете сделать то». Попробуйте, будьте сильными, имейте волю, и вы увидите, где вы находитесь». 

Как человек, которому пришлось преодолеть страх, чтобы начать танцевать, Голобич разделяет похожее послание.

«Они обязательно должны попытаться, они должны. Потому что это весело. Это действительно интересно. Раньше я была маленькой девочкой, которая думала, что никогда не сможет танцевать, а теперь я участвую в соревнованиях», — сказала она. «И, конечно же, чем больше людей танцуют, тем больше шансов, что мы получим свою категорию».

Ким Вандерстин из Бельгии — четвертая танцовщица, демонстрирующая свое мастерство на танцполе с электрической инвалидной коляской.

Интересное по теме

слухопротезирование Москва