Ученые разрабатывают экспериментальное лекарство от диабета 1 типа

Ученые разрабатывают экспериментальное лекарство от диабета 1 типа
Фото: diabetes.co uk

Исследования экспериментального лекарства от диабета 1 типа показали, что оно останавливает и обращает вспять заболевание у мышей и даже может продлить их жизнь. Препарат на основе антител, называемый mAb43, защищает бета-клетки, вырабатывающие инсулин, от атак иммунной системы организма.

При диабете 1 типа поджелудочная железа не вырабатывает инсулин, поскольку собственная иммунная система организма атакует клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин. Это означает, что организм не может регулировать уровень сахара в крови.

Использование мАт43 для целенаправленного воздействия на эти клетки может позволить использовать препарат на людях в течение длительного времени с ограниченными побочными эффектами.

Полученные результаты дают надежду на разработку нового лекарства от диабета 1 типа.

mAb43 представляет собой моноклональное антитело, тип антитела, который получают путем клонирования или репликации линии клеток животных, включая клетки человека.

Многообещающие результаты побудили исследователей сосредоточиться на разработке гуманизированной версии антитела с целью проведения клинических испытаний для проверки его способности предотвращать диабет 1 типа.

В Англии число людей с диабетом 1 типа составляет более 270 000, тогда как во всем мире, по оценкам, около 8,4 миллиона человек страдают этим заболеванием. Прогнозируется, что к 2040 году от 13,5 до 17,4 миллиона человек во всем мире будут диагностированы диабетом 1 типа.

Исследователь и научный сотрудник Деви Касинатан из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса сказала:

«mAb43 в сочетании с инсулинотерапией может иметь потенциал для постепенного снижения использования инсулина, в то время как бета-клетки регенерируют, что в конечном итоге устраняет необходимость использования добавок инсулина для контроля гликемии»

мАт43 прикрепляется к небольшому белку, обнаруженному на поверхности бета-клеток, которые образуют кластеры, называемые островками. Препарат действует как своего рода плащ, который скрывает бета-клетки от атак клеток иммунной системы, которая рассматривает бета-клетки как «захватчиков».

Используя мышиную версию моноклонального антитела, исследователи давали еженедельную дозу mAb43 64 мышам без ожирения в возрасте 10 недель, у которых был выведен диабет 1 типа.

К 35 неделям все мыши не страдали диабетом. У одной мыши на какое-то время это заболевание действительно развилось, но к 35-й неделе диабет уже исчез. У этой конкретной мыши наблюдались ранние признаки диабета до получения доз мАт43.

Пять мышей, склонных к диабету, не получали mAb43 до тех пор, пока им не исполнилось 14 недель. Затем за ними наблюдали в течение 75 недель, продолжая в течение этого времени принимать дозы. У одного из пяти пациентов развился диабет, но никаких побочных эффектов не наблюдалось.

Важно отметить, что мыши, которым вначале вводили мАт43, жили в течение 75-недельного периода наблюдения, тогда как мыши в контрольной группе, которые не получали никаких мАт43, жили в течение 18-40 недель.

На следующем этапе исследования исследователи более подробно изучили мышей, получивших дозы мАт43. Они использовали биологический маркер Ki67, чтобы отслеживать, размножаются ли бета-клетки в поджелудочной железе. Они обнаружили, что иммунные клетки отступают от бета-клеток, что приводит к уменьшению воспаления в этой области. Что особенно важно, бета-клетки начали медленно размножаться.

Другое открытие заключалось в том, что мАт43 специфически связывается с бета-клетками. Бета-клетки составляют от 1% до 2% клеток поджелудочной железы.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило еще один препарат на основе моноклональных антител — теплизумаб — в 2022 году.

Теплизумаб безопаснее для бета-клеток, продуцирующих инсулин, поскольку он действует путем связывания с Т-клетками. Было обнаружено, что он задерживает третью стадию диабета 1 типа примерно на 24 месяца. Это позволяет маленьким детям с этим заболеванием повзрослеть и дает им больше времени, чтобы научиться управлять изменениями в диете и инъекциями инсулина.

Дакс Фу, доцент кафедры физиологии Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса и руководитель исследовательской группы, сказал:

«Вполне возможно, что mAb43 можно будет использовать дольше, чем теплизумаб, и задерживать начало диабета на гораздо более длительное время, потенциально на такой же долгий период. Люди с диабетом 1 типа сталкиваются с пожизненными инъекциями инсулина и многими осложнениями, включая инсульт и проблемы со зрением, если заболевание не лечится должным образом».

Исследователь Чжэн Го, постдокторант, добавил:
"В постоянных усилиях мы стремимся разработать гуманизированную версию антитела и провести клинические испытания, чтобы проверить его способность предотвращать диабет 1 типа, а также выяснить, есть ли у него какие-либо нецелевые антитела и побочные эффекты."

Исследование было опубликовано  в журнале Diabetes