
В начале декабря на платформе зум при поддержке организации «Белая трость» состоялась онлайн игра под названием "Управленческий поединок", в котором мне довелось принять участие.
Напомню, что с 1982 по 1985 годы Владимир Тарасов среди прочих своих деловых игр и тренингов регулярно проводил один из вариантов ролевой игры, названный им «АКТИВНЫЙ ДИАЛОГ»
Суть АКТИВНОГО ДИАЛОГА как тренинга в том, что каждый из двоих участников получал до его начала свою роль, видение некоторой конфликтной ситуации из этой роли, а также цель, которую он должен достичь в диалоге. Обычное распределение ролей – руководитель и подчиненный.
За диалогом следили эксперты, которые затем выносили свои оценки и суждения. Тренинг как обучающая технология вполне удовлетворял автора и участников, но не удовлетворял автора, как способ оценки экспертами деловых качеств участников. Эксперты нередко восхищались “самостоятельностью суждений”, “смелостью” и “независимостью” подчиненного и удручались “слабостью” и “беспомощностью” руководителя.
В реальной жизни такой диалог с начальником потом мог закончиться неприятностями для подчиненного. Но в тренинге никакого “потом” не наступало, что и придавало участнику, играющему роль подчиненного, “смелость”, а участника, играющего роль руководителя, лишало реальных рычагов воздействия на подчиненного. В результате технология “Активного диалога” как бы разделилась на три варианта: деловую игру “ВЕРТУШКА ОБЩЕНИЯ” и тренинг “УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК”.
Наш тренинг заключался в том, чтобы разыграть ситуацию, в которой первый участник был продавцом мясного магазина, а второй был в роли человека, у которого нет зрения. Покупатель (я) подходит к витрине, где лежит мясо, и спрашивает, где можно найти мясо свинины. Продавец ( мой партнер) вместо того, чтобы помочь, говорит «мясо говядины слева», и «мясо свинины справа».
Было очень жаль, что участник, который играл роль «продавца» не смог или же не захотел заметить, что перед ним стоит человек с инвалидностью, которому необходима помощь. А ведь он должен был не просто быть продавцом, но и помочь сориентироваться и определиться с выбором, ведь покупателем является человек с инвалидностью.
Чуть позже мы поменялись ролями, и тут уже я поняла, как нужно действовать. Покупатель (мой партнер) подходит к витрине, продавец (теперь уже я в этой роли) обязан поздороваться и узнать, чем он может помочь.
«Посетитель магазина» говорит, что ему нужно мясо свинины. Продавец обязан взять его за две руки, и положить их именно на мясо, и сказать, что в одной стороне мясо говядины, а в другой - мясо свинины. Как только покупатель выбрал товар, продавец обязан узнать, нужно ли ему положить товар в пакет. Главное, что я еще поняла, в своей помощи не нужно быть навязчивым, если человек согласился на помощь, то, само собой, ее нужно оказать, а если нет, то не мешать, чтобы не нанести вреда.
Затем, если необходимо, продавец должен помочь покупателю выйти из магазина. И в целом, нужно действовать так, чтобы посетитель магазина не чувствовал затруднений в выборе при посещении любой торговой точки.
Я думаю, что эти тренинги позволяют людям, далеким от проблем незрячих людей, потренировать ход действий и не растеряться, если такая ситуация произойдет в реальной жизни. В результате, взаимодействие будет приятно как посетителю, так и продавцу магазина, так как они будут понимать особенности друг друга.
Эти поединки должны учить общество быть толерантными по отношению к людям с особенностями и сделать наш мир добрее. Я думаю, такая практика очень полезна и стоит ее развивать на разных площадках более широко.
Зося БОБРОВСКАЯ