Знать и понимать, что ты на своем месте

7 минут
Знать и понимать, что ты на своем месте
Фото: Анастасия Федорюк

Яркая, активная, всегда готовая поддержать интересную идею. Анастасия Федорюк из Ставрополя никогда не сидит на месте. Ведь в  ее сценарии жизни нет места для скуки и депрессии. 

Стремительная потеря зрения и инвалидность в молодом возрасте не остановили ставропольчанку, а лишь поменяли вектор ее деятельности и мотивировали быть еще активнее и упорнее на пути к своим целям. После получения инвалидности Анастасия поменяла профессию и занялась волонтерством.

Сегодня она дефектолог, арттерапевт, общественный деятель. Ведет занятия для детей с инвалидностью в СГООИ «Вольница».
В группе занимаются дети с ДЦП, ментальной инвалидностью, тяжелыми множественными нарушениями развития. 

А еще Настя изучает жестовый язык и является участницей театра танца «Индрани», радуя своим творчеством окружающих. Наша героиня лауреат Международного конкурса «Вдохновение», Всероссийского творческого конкурса StavDance, 10-го юбилейного Всероссийского фестиваля искусств «Огни большого города» и многих других конкурсов и фестивалей международного и федерального уровня.

Мы пообщались с Анастасией, чтобы узнать, в чем секрет ее успеха и каким был ее путь принятия себя. 

Ольга: Как проходил ваш поиск своего предназначения?

Анастасия: С 2016 года у меня началось ухудшение, я получила инвалидность. В 2019 году у меня начал резко слепнуть глаз. Я за полгода фактически потеряла левый глаз, он у меня реагирует только на свет. И я поняла, что больше не могу работать по той специальности, которой работаю, потому что я плохо вижу.

 Если я буду продолжать работать, то посажу окончательно правый глаз, который на тот момент видел уже только 40%. И тогда я села дома и стала думать. И поняла, что теперь мне любимые увлечения надо превратить не в увлечения, а в работу.

 И так как я с детства люблю творить,  у меня первое среднее специальное образование «модельер-дизайнер», то я осознала, что мое творчество нужно превратить в специальность. И начала потихоньку заниматься как волонтер с ребятами в Ставропольской городской общественной организации инвалидов «Вольница», а потом пошла переучиваться. И в результате действительно превратила увлечение в профессию, которая меня сейчас радует. 

foto_1.jpg

Ольга: Вы поступили в магистратуру спустя много лет после окончания бакалаврита. Как изменилось отношение к студентам с инвалидностью за эти годы? Сложно ли сегодня учиться в вузе человеку с инвалидностью по зрению? 

Анастасия: Если быть честными, то отношение к студентам с инвалидностью за эти годы поменялось в лучшую сторону. Хотелось бы, чтобы еще больше поменялось, но по сравнению с тем, что было, когда я училась в бакалавриате, изменения налицо. Тогда у меня инвалидности не было еще. Были проблемы со зрением, но не такие серьезные.

Мне было, конечно, не так сложно учиться, но я видела ребят с инвалидностью, и понимала, как им сложно.  На самом деле они почти не учились, потому что возможностей не было тогда. 

Сейчас есть возможность для людей с инвалидностью на индивидуальном плане обучаться, ведь не все могут каждый день ходить на пары, добираться до места учебы. Это очень удобно, что в вузе идут навстречу. Замечательно, что для слабовидящих и слепых есть таблички с рельефно-точечным шрифтом Брайля, тактильные дорожки. 

С Брайлем, конечно, двоякая ситуация. Те, кто с детства слабовидящие  и слепые, они рельефно-точечный шрифт Брайля знают. А вот таким как я, кто с возрастом потерял зрение, нам сложно. Я Брайль только начала изучать. Мне еще эти таблички не сильно помогают, и таких, как я, очень много: кто не с детства зрение теряют, но хотят дальше учиться. Было бы классно, если бы для нас были базовые курсы изучения рельефно-точечного шрифта Брайля. 

Ольга: Как вы считаете, что самое трудное для человека с инвалидностью по зрению в его самореализации?

Анастасия: Самое трудное, как я знаю по себе, - это знать и понимать, что ты на своем месте, и то, что ты делаешь – это важно. Потому что в связи с тем, что у нас потеря зрения, мы по-другому на все реагируем, мы по-другому все ощущаем. И на самом деле лично для меня очень значимо, что то, что я делаю, приносит пользу не только мне. Что я после себя смогу оставить какое-то воспоминание.

Что я занимаюсь с детьми, и у ребят есть результаты, дети меняются, начинают чем-то интересоваться. Я считаю, что это важно. 

foto_2.jpg

Ольга: У вас столько занятий и увлечений. А какая деятельность для вас самая важная? 

Анастасия: Арттерапия – самая главная деятельность из всех, потому что я считаю, что всё идет через творчество. Любой человек благодаря творчеству может найти себя, и творческая составляющая должна быть во всем. 

Ольга: Вы сами являетесь человеком с инвалидностью по зрению, но при этом работаете с детьми с очень тяжелыми нарушениями здоровья. Как вам удается найти контакт с ребятами? 

Анастасия: Удается не всегда и не со всеми. Несмотря на инвалидность, все мы разные, все мы сложные. Но я стараюсь найти подход к каждому ребенку, пусть и не с первого раза. Я считаю, что нет детей, к которым нельзя найти подход. Просто нужно время. И всегда нужно подходить к каждому ребенку индивидуально, личностно, а не грести всех под одну гребенку. Нужно найти к их винтику их гаечку.

Ольга: Вы серьезно занимаетесь жестовым пением уже несколько лет. Почему именно жестовое пение? Как вы пришли в этот вид творчества? 

Анастасия: Во-первых, жестовое пение очень красивое само по себе. Потому что ты мало того, что учишь жестовый язык, ты еще учишься под музыку двигаться. Учишься плавно, красиво делать жесты. Это искусство, как я считаю. Благодаря жестовому искусству ты показываешь что-то не только людям, которые не слышат или плохо слышат, но ты еще и эмоцию передаешь.

Я считаю, что эмоции очень важны. Если ты будешь просто стоять и показывать жесты, то не всегда будет понятно, о чем песня. А когда ты начинаешь включать эмоции, которым учат педагоги, то это выглядит уже совсем по-другому. 

foto_3.jpg

Ольга: Я знаю, что вы уже много лет счастливая жена. Поделитесь, как произошла ваша встреча с будущим мужем?

Анастасия: Встреча у нас произошла очень давно, мы знакомы уже 18 лет. В этом году будет 15 лет, как мы женаты. Познакомились через друзей, когда были в одной компании. Я очень увлекалась и до сих пор люблю рок, и мы с ним вместе были на рок-фестах, на рок-концертах. 

Муж меня поддерживает и помогает по мере возможности. Помогает разбираться с фонограммами, снимает мои выступления на видео для дальнейшей моей работы. Чем может, он всегда поддерживает. Ведь так должно быть в семье, что муж должен жену, а жена мужа поддерживать. 

Ольга: Что вы посоветуете ребятам с инвалидностью, которые никак не могут определиться с выбором профессии и начать двигаться к своим целям? 
 
Анастасия: Я считаю, что нет ничего невозможного. Нужно просто сесть и понять: что ты лучше всего можешь делать? Сейчас такой современный век, столько возможностей, можно отучиться дома на кого угодно. Я сама лично дистанционно получила два диплома: «тифлопедагог» и «педагог-дефектолог».

Я целый год училась дистанционно в московском вузе, у меня диплом государственного образца, я сдавала зачеты по видеосвязи, ВКР защищала. Отучилась, не выезжая из дома. 

И я всем советую, кто растерян и не знает, куда двигаться дальше, просто сесть, подумать, а потом начать действовать. С маленьких шагов, потихоньку. Конечно, будут и неудачи, у меня они тоже бывают. Главное не отчаиваться и продолжать действовать. 

Ольга: О чем вы мечтаете?

Анастасия: Заветная мечта уже который год – я очень хочу побывать на Байкале. Пока еще у меня есть возможность, остаточно правый глаз видит, я хочу увидеть эту чистейшую прозрачную воду, глубину, красоту нашего безмерного Байкала. 

Редакция «Инваньюс» уверена, что эта замечательная мечта обязательно сбудется. Ведь иначе и быть не может! А мы потом обязательно расскажем об этом путешествии на нашем сайте. Желаем нашей героине новых побед и замечательных событий в жизни! 

Ольга Иванова 

Интересное по теме

3 ноября 2023

Красота спасет мир

Девушка на инвалидной коляске из Марий Эл покоряет Интернет
слухопротезирование Москва