Аутизм и СДВГ могут быть вызваны ранними нарушениями микробиоты кишечника

Аутизм и СДВГ могут быть вызваны ранними нарушениями микробиоты кишечника
Фото: diabetes.co uk

Новое исследование показывает, что нарушения кишечной микробиоты в первые годы жизни могут спровоцировать развитие расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Последние исследования Университета Флориды и Университета Линчёпинга в Швеции установили связь между ранними нарушениями микробиоты кишечника и повышенным риском развития нарушений нервного развития. Из-за отсутствия четких биомаркеров состояний, проявляющихся на начальных этапах жизни, раннее выявление заболевания затруднено.

Однако это открытие может предоставить командам новый подход к раннему выявлению заболеваний и потенциально предотвращению их полного формирования.

Предыдущие исследования показали, что аутизм и СДВГ вызваны рядом генетических факторов и факторов окружающей среды. До двух процентов мирового населения живут с аутизмом – нарушением развития, вызванным различиями в мозге.

У людей с аутизмом часто возникают проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У них также могут быть разные способы обучения, движения или концентрации внимания.

Между тем, СДВГ поражает до семи процентов детей во всем мире и является одним из наиболее распространенных детских расстройств.

СДВГ — это состояние, которое влияет на поведение людей и проявляется в таких симптомах, как нехватка внимания, постоянное ерзание и необдуманные действия.
Исследователи проанализировали двусторонний путь связи между центральной нервной системой и кишечной микробиотой, чтобы лучше понять эти два расстройства.

Кишечная микробиота – это микроорганизмы, обитающие в пищеварительном тракте как человека, так и других животных.

Блуждающий нерв включен в ось кишечник-мозг – нерв, который простирается от ствола мозга до брюшной полости, позволяя кишечным бактериям связываться с мозгом.

Согласно исследованию, микробиота кишечника может спровоцировать развитие таких расстройств, как аутизм и СДВГ, поскольку она может производить и реагировать на нейротрансмиттеры и другие химические вещества, влияющие на функцию мозга, включая короткоцепочечные жирные кислоты и воспалительные цитокины.

В ходе исследования группа ученых обследовала более 16 000 детей, родившихся в Швеции в период с октября 1997 по октябрь 1999 года. Каждого участника анализировали от рождения до 20-летнего возраста. Исследователи взяли образцы пуповинной сыворотки и стула у участников, когда им был всего один год.

Кроме того, они изучили семейную историю болезни участника, факторы образа жизни, пищевые привычки и другие воздействия окружающей среды.

Они заметили явные различия в микробиоте кишечника маленьких детей, у которых позже было диагностировано нарушение нервного развития.

По данным исследования, бактериальный вид Citrobacter чаще встречался у младенцев, у которых развился аутизм и СДВГ. Тогда как было обнаружено, что бактериальный вид Coprococcus предотвращает развитие нарушений нервного развития.

Кроме того, как показали результаты , у детей со значительно более низким уровнем линоленовой кислоты был риск развития аутизма .

Те, у кого впоследствии развился аутизм, имели более высокий уровень ПФАС — потенциально вредных химических веществ, которые попадают в организм через воду, пищу и воздух.

Старший автор профессор Эрик В. Триплетт сказал:
«Примечательным аспектом работы является то, что эти биомаркеры обнаруживаются при рождении в пуповинной крови или в стуле ребенка в возрасте одного года более чем за десять лет до постановки диагноза».

Бактериальные штаммы Akkermansia muciniphila и Bifidobacterium были выявлены в меньшем количестве у детей с диагнозом нарушений нервного развития.

Коллега автора Анжелика Аренс сказала:
«Coprococcus и Akkermansia muciniphila обладают потенциальным защитным действием. Эти бактерии были связаны с важными веществами в стуле, такими как витамин B и предшественники нейротрансмиттеров, которые играют жизненно важную роль в организации передачи сигналов в мозге. В целом мы наблюдали дефицит этих бактерий у детей, которым позже был поставлен неврологический диагноз».

Джонни Людвигссон, старший профессор кафедры биомедицинских и клинических наук Университета Линчёпинга, сказал:
 «В исследовании мы видим, что существуют четкие различия в кишечной флоре уже в течение первого года жизни между теми, у кого развивается аутизм и СДВГ, и те, у кого  этого не происходит.
Мы обнаружили связь с некоторыми факторами, влияющими на кишечные бактерии, такими как лечение антибиотиками в течение первого года жизни ребенка, что связано с повышенным риском этих заболеваний».

Исследование было опубликовано в журнале Cell