Почему женщины могут бороться с COVID-19 лучше, чем мужчины?

Почему женщины могут бороться с COVID-19 лучше, чем мужчины?
Фото: news-medical net

Пандемия коронавирусной болезни 2019 г. (COVID-19), вызванная коронавирусом тяжелого острого респираторного синдрома 2 (SARS-CoV-2), легла беспрецедентным бременем на глобальную систему здравоохранения: на сегодняшний день зарегистрировано более 425 миллионов случаев инфицирования и 5,8 миллиона смертей (март 2022 г.). ).

Что касается тяжести заболевания, то во всем мире наблюдаются гендерные различия: у женщин инфекция протекает менее тяжело, чем у мужчин.

Что такое пандемия COVID-19?

Вспышка COVID-19 была впервые обнаружена в китайском городе Ухань в декабре 2019 года. Возбудитель COVID-19 известен как SARS-CoV-2, оболочечный одноцепочечный РНК-вирус с положительным смыслом, принадлежащий к человеческому организму. семейство бета-коронавирусов.

Хотя примерно у 80% пациентов с COVID-19 развиваются только легкие симптомы, риск тяжелой инфекции значительно выше среди пожилых людей, пациентов с сопутствующими заболеваниями и пациентов с ослабленным иммунитетом.

Растущий объем данных свидетельствует о том, что принадлежность к мужскому полу также является фактором риска тяжелого течения COVID-19. Подсчитано, что риск смерти от COVID-19 у мужчин на 20% выше, чем у женщин. Кроме того, мужчины более склонны, чем женщины, к развитию серьезных осложнений, которые требуют госпитализации в отделение интенсивной терапии (ОИТ) и искусственной вентиляции легких.

Почему мужчины более восприимчивы к тяжелой форме COVID-19, чем женщины?

Существует множество генетических, иммунологических факторов, а также образа жизни или поведенческих факторов, которые могут увеличить риск тяжести заболевания у мужчин.

Генетическая предрасположенность
Инфекция SARS-CoV-2 инициируется связыванием вирусного шиповидного белка с ангиотензинпревращающим ферментом 2 клетки-хозяина (ACE2), присутствующим на клетках респираторного эпителия. За этим следует слияние вирусной оболочки с мембраной клетки-хозяина и транспортировка вирусной РНК в клетку-хозяин.

Имеются данные, указывающие на то, что экспрессия ACE2 в легких человека прямо пропорциональна тяжести инфекции SARS-CoV-2. Таким образом, ожидается, что любые живые организмы с более высокой экспрессией ACE2 в клетках альвеолярного эпителия ускорят проникновение вируса в дыхательные пути.

В этом контексте анализ секвенирования одноклеточной РНК показал, что азиатские мужчины имеют значительно более высокую экспрессию ACE2 в легких, чем азиатские женщины. Таким образом, генетическая экспрессия и характер клеточного распределения ACE2 делают мужчин более восприимчивыми к инфекции SARS-CoV-2, чем женщин.

Иммунологическая восприимчивость

Женщины в целом проявляют более высокий иммунный ответ на вирусную или бактериальную инфекцию, чем мужчины. Это может быть связано с тем, что у женщин две Х-хромосомы вместо одной, наблюдаемой у мужчин.

Известно, что Х-хромосома увеличивает экспрессию важных иммунных компонентов, которые помогают индуцировать сильные иммунные реакции, контролирующие инфекцию. Кроме того, женские половые гормоны, включая эстроген и прогестерон, играют жизненно важную роль в запуске иммунных сигналов и уменьшении воспаления соответственно.

Имеются данные, указывающие на то, что женщины вырабатывают больше антител, чем мужчины, в ответ на вакцинацию против гриппа. Это подчеркивает их способность вызывать сильный иммунный ответ против вторгающихся патогенов. Однако эта особая способность иногда делает женщин более восприимчивыми к развитию аутоиммунных заболеваний, когда иммунная система организма начинает ошибочно атаковать собственные клетки/ткани.

Врожденная иммунная система человеческого организма действует как первая линия защиты от любых вторгающихся патогенов. Как часть раннего врожденного иммунного ответа, контролируемая активация передачи сигналов интерферона приводит к продукции провоспалительных цитокинов и хемокинов в месте инфекции.
 Измеренная воспалительная реакция жизненно важна для элиминации патогенов на ранней стадии инфекции.

У пациентов с COVID-19 гипервоспаление считается основным признаком тяжести заболевания. Было обнаружено, что у пациентов с тяжелым течением COVID-19 неконтролируемая активация ответа интерферона 1 типа вызывает избыточную продукцию цитокинов ( цитокиновый шторм ), что приводит к тяжелому повреждению легких и полиорганной недостаточности.

Недавнее исследование, проведенное на пациентах мужского и женского пола с COVID-19 средней степени тяжести, показало, что у пациентов мужского пола более высокие уровни провоспалительных цитокинов и хемокинов в плазме и более высокая активация неклассических моноцитов, чем у пациентов женского пола. В том же исследовании также подчеркивается, что у пациентов женского пола активация Т-клеточного ответа значительно выше, чем у пациентов мужского пола.

Плохой ответ Т-клеток у мужчин связан с худшим прогнозом заболевания. Однако более высокий врожденный иммунный ответ у пациентов мужского пола не связан с худшими исходами заболевания. Напротив, такие реакции делают пациентов женского пола более восприимчивыми к развитию тяжелой формы COVID-19.

Учитывая результаты исследования, ученые предполагают, что пациенты мужского и женского пола могут получить пользу от терапевтических вмешательств, которые предназначены для индукции Т-клеточного ответа и подавления врожденного иммунного ответа соответственно.

Факторы образа жизни

Относительно более высокий уровень курения и употребления алкоголя наблюдается среди мужчин во всем мире. Различия в образе жизни между мужчинами и женщинами могут быть потенциальной причиной гендерной восприимчивости к COVID-19. Кроме того, мужчины более склонны к рискованному поведению, чем женщины, что еще больше увеличивает их шансы заразиться COVID-19.

Несколько исследований показали, что женщины демонстрируют более высокую приверженность мерам контроля, связанным с COVID-19, включая социальное дистанцирование, ношение лицевых масок, мытье рук и ограничения передвижения. Такое поведение, соответствующее COVID-19, помогает защитить людей от заражения COVID-19.

Помимо факторов образа жизни и поведения, некоторые профессиональные факторы риска также могут подвергать мужчин более высокому риску заражения COVID-19.
 В низкоквалифицированных профессиях, таких как транспорт, пищевая промышленность, доставка, строительство и производство, количество работников-мужчин значительно выше, чем женщин.

Исследования показали, что работники этих профессий подвержены более высокому риску тяжелого течения COVID-19 и смертности.