Трудоустройство инвалидов: в поисках золотой середины

5 минут
Трудоустройство инвалидов: в поисках золотой середины
Фото: pixabay com

Не секрет, что устроиться на работу по специальности – для инвалида большая удача. Впрочем, как эту специальность и приобрести. К сожалению, усилия, потраченные на получение образования, по-прежнему часто не окупаются ни морально, ни материально, поскольку найти реальный заработок даже с красным дипломом на руках, вдобавок к розовой справке, крайне не просто.

Однако в последние годы работа по трудоустройству лиц с инвалидностью стала активно вестись и территориальными отделениями службы занятости, и учебными заведениями, и некоммерческими организациями. Те представители данной категории граждан, которые, что называется, сложа руки сидеть не привыкли, хоть какой-то источник дополнительного дохода, да обретают. И вот тут-то начинается самое интересное!..

Из крайности в крайность

Среди специалистов с врождённой или приобретённой инвалидностью широко распространены два диаметрально противоположные мнения, порождающие совершенно разнонаправленные модели поведения.

 Первая из них: «Слава богу, что меня взяли!!! Я сделаю всё, что угодно, лишь бы удержаться на этой работе!!!» 

Вторая: «Я суперпрофессионал, я знаю всё лучше всех!!! Как кто-то смеет меня критиковать???»

 И, как бы ни было грустно, обе эти риторики ведут в никуда.

Конечно, жизнь – самая непредсказуемая в мире вещь, но зачастую сценарии дальнейшего развития событий в обоих случаях не радужны.

Хоть сдохни, но сделай!!!

Вариант первый: человек с инвалидностью, имеющий высокую квалификацию и прекрасное понимание сути рабочего процесса, становится настоящим заложником ситуации. Он не заговаривает о своих правах, когда работать приходится сверхурочно (в будние дни и даже по выходным). 

Он не решается уйти в свой законный отпуск, когда работодателю это невыгодно. Он соглашается подождать целый месяц и даже больше, когда ему по тем или иным «великим» причинам банально задерживают зарплату. Он идёт на всё, лишь бы только не расстаться с мыслью о том, что наконец-то ему удалось трудоустроиться.

Разве так должно быть?

 Разве инвалидность – это повод позволять работодателям вить из человека верёвки? Почему инвалиду заикнуться о своих предусмотренных законом правах – практически равносильно тому, чтобы сразу уволиться?

Случается такое чаще всего в сфере частного сектора и НКО, где учредитель/начальник всегда может сделать акцент на том, что найти другую работу инвалиду ещё надо постараться, а вот на его место – ну, просто море желающих.

Так, к слову, любят поступать главврачи частных санаториев, заставляя тех же слепых и слабовидящих массажистов принимать больше 30 пациентов в день (с 8 утра - буквально до ночи) без возможности отдохнуть даже в праздники. Не отстают от них и руководители проектов «доблестных» некоммерческих объединений, вынуждая задействованных в них специалистов с ОВЗ без преувеличения пахать 24 на 7, лишь бы выиграть ещё один грант или довести до ума уже имеющийся. 

При этом не сумев вовремя заплатить налоги и покрыть другие расходы, они часто закрывают финансовые дыры средствами, предназначенными для зарплаты самого персонала, держа людей в неизвестности неделями.

Я гений!!! Вы вообще с кем разговариваете???

Вариант второй: сотрудник с особенностями здоровья, напротив, не имея ни профессиональных навыков, ни желания учиться, на каждом шагу кричит о своём превосходстве, просто заваливая работу. Он провоцирует конфликты, не хочет идти на компромиссы, не прислушивается к мнению коллег, не вникает в суть выполняемых задач, отказывается от обучающих вебинаров и курсов повышения квалификации.

 Самомнение зашкаливает, и человек не только демонстрирует полнейшую некомпетентность, но и намеренно спекулирует собственными правами. Вот из-за таких горе-спецов у многих работодателей, возможно, и развивается элементарное нежелание иметь дело с инвалидами, и других сотрудников с особенностями здоровья они уже просто не берут.

Что делать?

Вопрос, до сих пор не имеющий однозначного ответа. Конечно, многое зависит от внешних обстоятельств (специфика работы, условия труда и т.д.),

но о факторе человеческом забывать тоже нельзя. Ясно одно: специалист с инвалидностью должен суметь развить в себе адекватную самооценку. Ни у кого нет морального права заставлять человека считать себя ниже других только потому, что здоровье ему досталось особенное. Сотрудника должны оценивать по уровню профессионализма, а не по степени ограничений! Если права специалиста с инвалидностью нарушаются и это пагубно сказывается на его здоровье, держаться за такую работу бессмысленно. В конце концов, раз уж её он как-то нашёл – значит, и другую найти тоже сможет. 

Несомненно, что и выше других наличие инвалидности человека не делает. Любая работа имеет свою специфику, и внимательно подходить к её освоению должен как слесарь, так и профессор. Самое досадное, что по одному работнику с инвалидностью до сих пор судят обо всех представителях данной категории населения. Как будто инвалиды – это совершенно одинаковые кубики из одного и того же набора конструктора лего. И, к сожалению, след, который после себя оставляет конкретный человек с особенностями здоровья, служит фундаментом для взаимодействия работодателя уже с другими особенными людьми.

 Это фейк, с которым тоже нужно бороться! Единственное, что реально может помочь во всех подобных ситуациях, - глубокая и продуманная работа по формированию у инвалидов и условно здоровых людей адекватного представления друг о друге и сопровождение их делового взаимодействия компетентными органами.

 Осуществлять это придётся силами всех учреждений, которые так или иначе связаны с вопросами трудоустройства инвалидов и инклюзии в целом: начиная от центров занятости населения и заканчивая СМИ. Решение этой задачи не может быть быстрым и лёгким, но движение в правильном направлении рано или поздно приводит к финишу.

Софья Золотова

Интересное по теме

25 декабря 2021

«Я не инвалид», или почему слова становятся ярлыками

Эту фразу, произносимую с совершенно различными интонациями, услышать можно частенько
слухопротезирование Москва