Почему инвалиду так сложно найти подходящую одежду?

00:00:00
13 минут
Почему инвалиду так сложно найти подходящую одежду?
Фото: marieclaire fr

Мода, похоже, переживает время для инклюзивности. Стремясь наверстать упущенное с точки зрения представления всех морфологий, отрасль в реальности еще больше углубляется в исключение людей с ограниченными возможностями.

Сегодня мода занимается оптимизацией своих предложений. Дизайнеры пытаются отказаться от одежды маленьких размеров, чтобы, наконец, удовлетворить потребности полных людей. Точно так же они очень заинтересованы в том, чтобы удовлетворить растущий спрос других своих потребителей.

И поскольку гендерные стандарты становятся все более сомнительными, одежда с гендерной окраской начинает гнездиться во многих коллекциях.

Как будто ей больше не нужно было искать новые направления улучшения в реальном мире, в марте 2022 года индустрия отпраздновала свою первую Неделю модыMetavers, неделю виртуальной моды. Тем не менее, есть одна ось, которую она оставила под ковром: вопрос о моде, подходящей для людей с ограниченными возможностями.

В условиях отсутствия предложения по инициативе заинтересованных сторон возник специализированный рынок. Но в обществе и отрасли, которые до сих пор не знают, что такое инвалидность, за исключением случаев, когда они видят в этом свою заинтересованность, трудности множатся со всех сторон.

Мода и инвалидность, две сущности, которые не так хорошо знают друг друга

12 мая 2022 года. Дом Louis Vuitton представляет свою коллекцию Круиз для 2023 года. Когда 56 силуэтов проходят мимо, взгляды бросаются на модель ту, которая была одета в металлическую куртку с протезами для ног золотого цвета.

Как ее зовут ? Это Лорен Вассер, американская модель, которой ампутировали обе ноги в результате синдрома токсического шока. На следующий день после шоу Vuitton появляются сообщения в Instagram и статьи, восхваляющие "модель с золотыми ногами".

Как и она, в последние сезоны в моде было много людей с ограниченными возможностями. Модель Аарон Филип, страдающая церебральным параличом, выступила на шоу Moschino весной и летом 2021 года, в то время как Элли Гольдштейн, перенесшая трисомию, позировала на обложке выставки Elle Mexico в феврале 2020 года.
Это необходимо, когда известно, что, согласно отчету ВОЗ, опубликованному в 2021 г., более миллиона человек живут с инвалидностью.

Задолго до этих мероприятий Эйми Маллинз была первой моделью, которая в 1998 году выступила на показе мод.

Чемпионка Паралимпиады была приглашена на шоу Александра Маккуина весной и летом 1999 года, показ, посвященный ремеслам и технологиям. По этому случаю английский дизайнер сшил ей роскошные сапоги из вяза ручной работы, которые на самом деле являются протезами.

Скриншот 13.06.22_21.16.08.jpg


"Когда я обратился к Эйми Маллинз [для этой коллекции], я не хотел ставить ее на беговые протезы. Мы заставили ее попробовать, но нет, это было не то.
Я хотел, чтобы она была такой же, как другие девушки",-рассказывал Александр Маккуин в интервью i-D в июле 2000 года.

Можно подумать, что люди с ограниченными возможностями считаются равными в этой сфере и прочно укоренились в индустрии моды. 
Тем не менее, никаких данных о них нет, чтобы перечислить их в знаменитом отчете о разнообразии, публикуемом каждый сезон The Fashion Spot.

Хуже того : на рынке очень мало коллекций, в которых есть подходящая одежда ,где продаются  потребительские или роскошные бренды. Некоторые бренды являются исключением.

Почти через 20 лет после того, как Эйми Маллинс проложила путь для моделей handi. e.s, известный дизайнер начал продвигать линии, продавая инклюзивную одежду.

Настал 2016 год, и Томми Хилфигер запускает коллекцию готовой одежды для детей с ограниченными возможностями.
 Он реализует эту линейку одежды вместе с Runway of Dreams, фондом, который работает над тем, чтобы лица с ограниченными возможностями имели доступ к моде.


После этого он распространяет свое предложение на взрослых. Благодаря разнообразию предметов, облегчающих комфорт для людей, путешествующих в инвалидных колясках, страдающих двигательными нарушениями или носящих протезы, американский дизайнер стал пионером того, что можно назвать высококачественной адаптивной одеждой.

Два года спустя именно в шестиугольнике, где насчитывается 12 миллионов человек с инвалидностью, появился потребительский бренд.

Это компания Kiabi, которая затем запускает линию одежды "легко надеваемой" для девочек и мальчиков с ограниченными двигательными навыками в сотрудничестве с "голубыми волками", брендом готовой одежды, подходящим для людей с ограниченными возможностями.e.s.

Затем реклама представляет коллекцию для взрослых при поддержке Криса Амбресса Болтона, основателя лейбла A&K Classics, который предлагает одежду, подходящую для всех.

Нет необходимости слишком долго размышлять над причинами низкого присутствия популярных брендов на этом рынке :
никто не обучен создавать одежду, подходящую для инвалидов, ни в модных школах, ни даже в бизнес-школах. Не говоря уже о том, чтобы предприниматели и дизайнеры знали, что существуют разные виды инвалидности.

"Представляет собой инвалидность в смысле настоящего закона, любое ограничение деятельности или ограничение участия в общественной жизни, которое испытывает человек в своем окружении из-за существенного, длительного или окончательного нарушения одной или нескольких физических, сенсорных, психических, когнитивных или психических функций, вызванного полигандикапом". или инвалидизирующего расстройства здоровья". пишется в  законе о равных правах и возможностях, участии и гражданстве инвалидов, вступивший в силу 11 февраля 2005 года во Франции.

Наконец, во французском законодательстве есть слова о различных недостатках. Несмотря на это, сокращение от термина "инвалид" до образа человека в инвалидной коляске едва ли выходит из головы.

Как мы видим, у немногих моделей, которых привлекает мода, есть явные недостатки. Учитывая специфику, связанную с различными типами инвалидности, дизайнеры должны знать об этом при создании.
Это объясняет, что упомянутые выше бренды занимаются адаптивной одеждой, тесно сотрудничая с людьми, знакомыми с инвалидностью.
Поскольку большинство гигантов текстильного сектора, похоже, не в состоянии разобраться в этом вопросе, у первых заинтересованных сторон не было иного выбора, кроме как создавать свои собственные решения.

Адаптивная одежда : рынок, созданный теми, кто понимает его потребности

Как и почему следует создавать искусную одежду для людей с двигательными, умственными, когнитивными или психическими нарушениями?
Если вы уже должны уметь задавать себе эти вопросы, тогда вы должны искать ответы.

У инициаторов адаптивной одежды есть элементы реагирования, поскольку они чаще всего сами являются инвалидами, опекунами или имеют в своем отдаленном окружении человека с инвалидностью. Если за рубежом есть модные бренды, в которые входят лица с ограниченными возможностями и PMR, приобрести их сложнее из-за расстояния.

Во Франции, к примеру, особенно выделяются пять брендов адаптивной одежды.

"У одного из моих партнеров был сосед по лестничной площадке, с которым он очень хорошо ладил и которого некоторое время не видел. 
Однажды он постучал в его дверь, и этот сосед объяснил ему, что у него был инсульт, из-за которого он потерял большую самостоятельность. Он не выходил из дома, потому что больше не мог одеваться".

Это воспоминание, о котором рассказывает нам Франсуа Декалон, является отправной точкой для основателя бренда модной одежды Selfia, созданного  в 2003 году.
Вместе со своими двумя партнерами они помогут этому соседу восстановить "полную автономию", создав для него шикарную раздевалку.

Первая задача, которую он тогда решил : индустриализация деталей, "обеспечивающих максимально незаметные технические решения, позволяющие людям с ограниченной подвижностью обрести самостоятельность".
Что касается его второй миссии, то она состоит в том, чтобы облегчить "помощь с одеванием, когда это делается третьим лицом".
 
Вот еще один фундаментальный момент рынка: помощь. Когда я находил подходящую одежду, это была очень медицинская одежда, с небольшим выбором, без стиля, а иногда и слишком дорогая

От 8 до 11 миллионов человек во Франции ежедневно сопровождают члена своей семьи, потерявшего автономию или имеющего инвалидность (статистика  2019 года,
Фонд апреля и BVA). Их называют родственниками-опекунами, и они оказывают помощь вместе с профессиональными опекунами.

Одна из них, Сара да Силва Гомес была заинтересована в вопросах доступности, когда, по ее словам, "стала беспокоиться об инвалидности". Она является старшей сестрой своего брата Константа, который родился полигандиком.

"Можно также сказать, что у него повреждена моторная система мозга (ИМТ)", - комментирует старшая сестра. "Это произошло после аноксии головного мозга при рождении, его мозг не был должным образом насыщен кислородом, поэтому теперь у него физические и двигательные нарушения, и он находится в инвалидной коляске".

Сара да Силва Гомес сожалеет, что в подростковом возрасте не нашла ничего, что могло бы облегчить одевание Константа.
 Шаг, о котором заботятся она и ее семья, иногда оказывается сложным, потому что "как и многие люди с ИМТ, он обладает значительной мышечной жесткостью как на руках, так и на ногах".

Добавьте к этому тот факт, что в то время инклюзивные модные вещи на рынке по сути отсутствовали.

Сара да Силва Гомес: "Я была разочарована тем, что предложений было мало, а иногда и вообще не было. Когда я обнаружила, что это была довольно медицинская одежда, с небольшим выбором, без стиля или иногда очень дорогая, я решила создать свой бренд  Константа и Зои".

Таким образом, история бренда началась в 2015 году с двойного призвания облегчить одевание и помощь.
 В первой коллекции Constant & Zoé есть хорошо оборудованная Зимняя гардеробная, чтобы те, кто страдает двигательной инвалидностью, независимо от того, являются ли они автономными или нет, могли одеться с головы до ног.

Как объясняет дизайнер, в течение зимы возрастают ограничения на одевание людей с инвалидностью. Речь идет о количестве слоев одежды, которые нужно надеть.
Таким образом, проблема комфорта становится двойной проблемой.

Хабикап и фасилитация появились в начале 2000-х годов. Свадебный дом Camille Boillet Couture, который с 2014 года предлагает свадебные платья, подходящие "для любого телосложения и для всех типов инвалидности".
Существование подходящей моды выходит за рамки только вопроса об одежде. Его решения облегчают работу не только тех, кто их носит,  но и всех лиц, осуществляющих уход, - как профессиональных, так и семейных, - которые сопровождают инвалида изо дня в день.

Особенности изящной одежды
Адаптивная одежда

Начнем, например, с людей, страдающих двигательной инвалидностью, которая приводит к затруднению или неспособности двигаться, хватать или манипулировать предметом. Специалисты по адаптивной одежде затем предлагают одежду с легким закрытием, предметы с практичными системами, такими как крючок для замены ширинки брюк или магнит для замены пуговицы рубашки. Два решения, которые могут быть удобны для самостоятельного одевания или одевания, когда это возможно.

Таким образом, в Selfia было задумано два стиля одежды: "поясная одежда" и верхняя одежда. Первая линейка включает нижнее белье, юбки и брюки, а вторая содержит предметы, которые надеваются на верхнюю часть фигуры - рубашки, футболки, платья, кардиган - здесь это клейкая система на липучке, которая используется для закрытия верхней части.

По определению, подходящая одежда ставит под сомнение практику "классической" моды

А как насчет одежды для людей с умственными недостатками, интеллектуальными или когнитивными расстройствами?
 Некоторым из них трудно запоминать или думать бегло. По мнению основателя бренда Constant & Zoé, несмотря на их различия, некоторые решения для одежды могут подойти людям с двигательными и/или психическими расстройствами.

Конкретный пример - Повседневная рубашка. Ее пуговицы-это обманка, так как на самом деле это застежка, а на рукавах есть свободные рукава реглана, которые облегчают прохождение рук. С той же целью также была использована эластичная материя, и благодаря ей продевание ниток стало еще проще.

Скриншот 13.06.22_21.51.57.jpg

"Для умственно отсталого человека, когда он захочет надеть рукав, вместо того, чтобы его рука натягивалась на шов рукава, эластичный материал заставит его руку соскользнуть, а молния, которую мы наложили из иллюзии, позволит ему легко застегнуть рубашку без каких-либо определенных жестов", - рассказывает Сара Да Силва Гомес.

В то время как подавляющее большинство модных предметов изготавливается на основе модели, стоящей на ногах (например, бюсты Стокмана), бренд, который занимается промышленным производством предметов для людей в инвалидных колясках, не может использовать этот метод.

Вот почему вся одежда для ремня Selfia изготавливается из сидячего узора. Цель состоит в том, чтобы избежать неприятного трения брюк или юбки и максимизировать комфорт человека с ограниченной подвижностью. Другая специфика. Когда у человека есть инвалидность, которая ограничивает его двигательные навыки, единственное действие-расстегнуть и переделать штаны-может быть трудоемким.

Для решения этой проблемы Франсуа Декалонн, дизайнер Selfia, предлагает решение: "вся наша одежда застегнута на молнию, так что в сидячем положении передняя часть брюк может быть максимально легко открыта для нужд, для самостоятельных туалетов, для гигиенического ухода."

"Мы также предлагаем такие варианты, как карманы на внутренней стороне ног, чтобы вы могли скрыть карманы для мочевого зонда".

Таким образом, искусная одежда-это техническая одежда.

Именно благодаря своей работе в этой области создателям adaptive wear также удается найти умные решения. Чтобы развиваться, все начинают с измерения температуры в медицинских учреждениях.

"Там собрана огромная информация, поскольку медицинские работники, семьи, сами жители сообщают нам свою точку зрения, свои потребности. Когда мы наблюдаем повторяющийся спрос, мы говорим себе, что здесь нужно подумать о эргономичном решении". анализирует тот, кто основал Дом Константа и Зои.

И наоборот, профессиональные терапевты первыми консультируют своих пациентов, как только на рынке появляется подходящий модный лейбл.
Своего рода таинство, которое полезно для всех трех сторон, потому что каждый выполняет свою миссию или каким-то образом находит в этом свое счастье.

Тем более, что у некоторых игроков в мире адаптивной одежды есть еще большая причина.

Констант и Зои пользуются помощью производства Louis Vuitton, которое снабжает их неиспользованной кожей.
 Затем эти кожаные изделия надевают сотрудники с ограниченными возможностями, работающие в компаниях в Нормандии и Лионе. Это способ для нее привнести свой камень в здание инклюзивной моды с точки зрения интеграции работников с ограниченными возможностями.

Не следует забывать, что у этого сектора, как и у других, есть свои недостатки.

Джейсон Чемама является основателем компании Handieasy, которая продает гаджеты, способствующие автономии людей.e.s. Страдая церебральным параличом с рождения, он имеет в своем гардеробе "классическую" одежду в качестве подходящих предметов.

"Однажды я чуть не умер", - восклицает глава компании. Он рассказывает нам, что однажды в дождливый день его пальто застряло в колесе его инвалидной коляски.
Это было пальто, созданное подходящим модным брендом.

"Джейсон объясняет, что есть много вещей, которые не подходят для мобильности людей с ограниченными возможностями", - дополняет Мартин Радид, заместитель директора Handieasy, который разговаривал с нами.
"Даже когда есть сервисы, которые позиционируются в этой нише, там могут быть пробелы. Хорошо, что кто-то пришел, чтобы отвязать его, иначе он мог задохнуться".

Помимо интернета, в основном только в магазинах медицинского оборудования можно приобрести одежду, подходящую для инвалидов - значит, их распространение непривлекательно и игнорируется людьми, которые не посещают эти торговые точки.

Так когда же будет магазин классических брендов? Со своей стороны, Сара да Силва Гомес все еще думает. "Бренды могут быть здесь осторожными, 
потому что на карту поставлен их имидж. Хотят ли эти бренды, чтобы люди с ограниченными возможностями приходили в их магазины?"

Тем более, что если эти гости будут носить адаптивную одежду, их торговые точки должны быть доступны.
 А поскольку доступность еще не везде актуальна, это опять же потребует значительных затрат на доработку помещений, а значит, и значительных затрат.

Недостатки нашего общества валидистов всегда ложатся на плечи людей с ограниченными возможностями.
Как и во всех других случаях, когда мода отбрасывает типологию личности, реальным решением остается включить людей с ограниченными возможностями повсюду - как в общественных, так и в частных помещениях, а не ограничивать их на параллельном рынке.

Автор материала: Мари Дилу

Интересное по теме

слухопротезирование Москва