Каким должен быть досуг человека на инвалидной коляске? Ребята из проекта «ИнваЗорро» уверены, что отдых колясочников может быть любым, но точно не скучным!
Даже если окружающие уверены в обратном. Главное предоставить человеку объективную информацию, куда он может пойти и что его ждет в том или ином месте.
Уже несколько лет команда проекта во главе с руководителем Анастасией Анпилоговой работают над решением этой проблемы.
Журналист «Инваньюс» Ольга Иванова пообщалась с Анастасией, чтобы узнать, каким был путь развития проекта и в чем он заключается.
Ольга: Как появилась идея проекта «ИнваЗорро»?
Анастасия: Это тот случай, когда проект родился из своей собственной боли. У меня шесть лет назад случилась травма позвоночника, то есть до этого я была обычной «ходячей», на нашем языке говоря, студенткой Высшей школы экономики. Я переехала из Курска в Москву, жила в общежитии, пыталась работать, хорошо училась. Все было классно. И вот на таком пике я попала в автомобильную аварию.
Со всем своей семьей мы ехали с отдыха из Крыма в свой родной город Курск и буквально 50 км не доехали. Уже подъезжали к дому, там все родственники уже встречали, и вот такая западня.
Мама с сестрой погибли. Папа получил сложную травму руки, из-за этого у него было даже тюремное заключение. В общем, такая непростая страница моей жизни, но мы это все преодолели.
Первые два года, конечно, были сложные, я моталась по реабилитационным центрам. Думаю, все ребята на колясках проходили подобную историю. И когда два года подряд не видишь белого света, занимаешься, то наступает понимание, что так больше нельзя, и нужно выбрать какой-то ритм жизни, в котором ты можешь находиться всегда.
Потому что восстановление - дело долгое и системное с непонятным или, по крайней мере, с отсроченным результатом.
И потому мы начали выбираться в разные места. Сначала это был, как сейчас помню, картинг. Просто я туда самостоятельно с бабушкой, с папой ездила на метро сначала, пока не освоила такси.
Потом был конкурс красоты. После каких-то таких мероприятий хочется куда-то зайти перекусить, и ты начинаешь потихоньку выбираться в свет. И потом, когда появились ребята, друзья на колясках, то мы вместе куда-то периодически хотели выходить. И возник вопрос построения карты маршрута: как вообще группе колясочников можно куда-то сходить.
Как искать место - никто не знал. Мы сначала пробовали наугад: приходили, а нам там то не рады, то недоступно, то нет туалета. Мы понимали, что это не вариант, ведь лимонад мы там выпить не сможем, а просто сидеть и не пить - это не ок. Дальше мы нашли Яндекс.Карты, там есть раздел «Особенности», где можно смотреть, куда можно пойти. Но этот раздел не заполнен особо заведениями, и сами люди их не заполняют, поэтому информация эта не актуальна.
Поэтому единственный шанс сейчас людям на коляске выбрать место - это звонить туда и узнавать. И тоже начинаются танцы с бубном: «Здравствуйте, а у вас доступно?»
А что такое доступно, ведь никто не понимает. Спрашиваешь: «Есть ли у вас порожки?». А ведь люди не знают, есть ли порожки, потому что не обращают на это внимание. И такая белиберда каждый раз… В итоге люди просто идут куда-то в знакомее место на районе.
Вся эта ситуация нам было непонятна, и мы подумали, как бы это решить. Классно было бы, как подумали мы, если бы эти Яндекс.Карты были заполнены по доступности на 100%.
Если уже есть такой раздел «Особенности», то его только стоит качественно заполнить! И классно было бы, если бы его заполняли не только я и несколько моих подружек, а и другие люди! Как к этому их привлечь?
Наш путь медийный. Мы рассказывает про то, что проверяем места, причем поверяем не просто для галочки. С приколами приходим, рассказываем про нас, уточняем про доступность, объясняем людям, что это такое.
В 90% случаев, когда спрашиваем у официанта, хостес, доступен ли у них туалет, они не понимают. Для них доступно – это специальный туалет, как в аэропортах с гравировкой колясочника и с поручнями.
И вот мы пытаемся на этот год реализовать в полной мере проект «ИнваЗорро», где будем обозревать различные активности.
Это не только кафе, рестораны, но и все то активное, что может делать человек на коляске в столице. Это и дайвинг, и мотопрогулки, и проезд на оленьей упряжке, и на квадроциклах. В общем, все самое классное из активного досуга мы хотим попробовать и доказать, что досуг для колясочника – это не только сидеть дома и играть в комп или куда-то выбраться в театр.
Ольга: У проекта на данный момент есть какое-то финансирование? Или все держится только на альтруизме ребят?
Анастасия: Проект ведется все это время – уже четыре года - на общественных началах. Это наши затраты на поездки, кафе, активности, контент. Это наш вклад в эту социальную историю, но параллельно в этом году мы плотно занялись вопросом полноценного финансирования, и нам удалось выиграть грант. Проект съемок активностей сейчас покрывается на средства Росмолодежь.Гранты.
Мы выиграли проект только спустя год, до этого изучали социальное проектирование в университете при правительстве Москвы. До этого мы выиграли первый мини-грант в ВОИ, но его реализовать не получилось.
С «Яндексом» была история, но они не заинтересовались. Мы пытались, пробивались, съездили на форум в Нижний Новгород и наконец, выиграли наш первый грант!
Ольга: Бывают случаи, когда, проверяя объект на доступность, приходится сталкиваться с негативом владельцев заведений? Или все же на «колясочников» стараются не «наезжать»?
Анастасия: Если честно, пока нет. Но оговорюсь, что мы пока только начинаем эту деятельность. Все время до этого это было в формате просто каких-то сторис, приколов. Сейчас же уже посетили целый ряд объектов с с видеоператором, камерой.
Мы стараемся не сильно привлекать к себе внимания, но все равно, когда несколько человек на колясках завалились в какое-то заведение, это уже привлекает внимание. Плюс мы с камерой. Но, конечно, как любые нормальные адекватные и вежливые люди, я предупреждаю официантов, что это социальный проект, а не прикол и не пранк. Все, как правило, относятся адекватно. Еще не было такого, чтобы на нас жаловались.
По сути, мы делаем что-то типа проекта «Ревизорро» на «Пятнице», только «ИнваЗорро» по доступности. Мы не заходим, не разбрасываемся перчатками, не кричим. Мы делаем все весело, с приколом, и мне кажется, по обратной связи, мы даже официантам и работникам поднимаем настроение.
Как правило, для съемок мы выбираем первую половину буднего дня, чтобы была не полная посадка, чтобы было достаточно комфортно все снимать. Чтобы и ресторану было ок, и нам ок.
Потому хейта пока мы не ловили. Если такое случится, я думаю, мы решим этот вопрос как взрослые люди. Потому что мы имеем право снимать в общественном месте и ничего не нарушаем.
Ольга: О каком будущем ты мечтаешь для своего проекта?
Анастасия: Если честно, без иллюзий и розовых очков, то мне хотелось бы в идеале, чтобы была такая карта, на которой можно кликнуть по любому месту, и чтобы были актуальные данные с фото, доступно оно или нет, особенно входная группа и туалет. Плюс, классно, если бы были медиаобзоры. Чтобы это было всем местам, по всей России.
Понятно, что это не реально. Мы начинаем с малого, с Москвы. Сами сделаем подборки по округам Москвы: топ 10 мест, куда \сходить. Мне кажется, это супер актуально и интересно.
Это наш маленький первый шаг.
А второй шаг, я поделюсь секретной информацией, что мы сейчас занимаемся разработкой своего предложения, которое будет интегрироваться с Яндекс, где можно будет кликнуть по любому месту и посмотреть подробности. Мы разрабатываем бонусную систему, чтобы самим людям с инвалидностью было интересно и выгодно эту карту заполнять.
Это правда не сложно, если ты куда-то сходил, просто сфоткать вход и уборную. Это занимает не больше минуты.
Из более близких планов – реализовать наш грант, снять классные активности в Москве и систематично делиться ими. Этот год мы посвящаем тому, чтобы периодично выходить и делиться своими обзорами с приколами, с позитивом, в нашем инвазоррском стиле. И плюсом полноценно сделать фильм и показать его в центре «Преодоление» в июне.
Приглашаю на показ всех, любой желающий может мне уже писать в личные сообщения в ВК или в нашу группу. У нас заявлено сделать классный показ, с мини вечеринкой на 100 человек. Для нас важно заявить о себе, показать, что мы есть, что мы такие же полноценные посетители культурно-развлекательных мест Москвы, и сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.
Редакция «Инваньюс» желает Анастасии Анпилоговой и всей команде «ИнваЗорро» обязательно достичь поставленной цели и реализовать этот классный и очень нужный проект!