Сегодняшний гость "Инваньюс" - Максим Васильев — чемпион Европы и многократный призёр чемпионатов и кубков России по бочча.
Впервые увидев Макса, я и представить не мог, что передо мной такой титулованный спортсмен, потому что его руки и ноги, как он говорит, живут своей, независимой жизнью. Макс в прямом смысле слова прикован к инвалидной коляске, руки и ноги накрепко зафиксированы, но это совершенно не мешает достигать спортивных побед.
В нашем интервью с Максимом поговорим, как сохранить позитивный настрой, научиться переживать поражения и добиваться высоких результатов, несмотря ни на что.
— Когда у вас появился интерес к спорту? Что повлияло на выбор именно бочча?
— Я заинтересовался спортом в 2010 году, во время поездки в Ванкувер на паралимпиаду, в качестве зрителя. Там моя мама поговорила с девушкой, биатлонисткой. Она и рассказала нам о бочча. До этого мы даже и не задумывались, что я могу заниматься спортом.
— С чего вы начали свои занятия спортом?
—Мы приехали домой и стали узнавать, где проходят тренировки. Тогда я ещё не представлял себе, как буду играть. На первой моей тренировке тренер сказал, что мне для игры нужен желоб, с помощью которого я смогу бросать мячи без использования рук. Первый желоб для меня сделал дядя из воздуховодной трубы. Тренер на первой же моей тренировке назвал меня будущей звёздочкой.
— Как вы играете? Как технически происходит ваш бросок мяча?
— В бочча есть четыре основные класса игроков, в зависимости от ограничений здоровья. Мой класс — BC3. Соперники подбираются внутри класса. Мне для игры нужен желоб, на него ассистент устанавливает мяч.
Я выбираю высоту установки мяча, она влияет на дальность и силу броска, и потом специальным шлемом сталкиваю мяч с рампы.
— Расскажите как проходят тренировки? Какова роль тренера и ассистента в вашей игре?
— На тренировках мы с тренером разбираем игровые ситуации, выбираем тактику действий при разных положениях мячей соперника, играем различные варианты. Первым ассистентом был мой дядя, он же сделал для меня мой первый игровой желоб, тогда мы не знали, что можно купить уже готовый.
Сейчас мой ассистент — Эмилия Багишева, замечательная девушка и настоящий друг. Мы с ней познакомились в апреле 2023 года, и уже в мае я предложил ей стать моим рамп-оператором. Она согласилась попробовать, и с тех пор мы — тандем.
—Как вы переживаете поражения? Что помогает прийти в себя после неудачи?
— Я вообще очень эмоциональный и сентиментальный человек. А бочча — непредсказуемая игра: сегодня мячи могут летать прямо в цель, а завтра, как ни целься, пойдут мимо.
Так что я для себя решил относиться к этому спокойно. Я знаю что чемпион может проиграть даже новичку. И с этим ничего не сделаешь, остается только усерднее тренироваться и раз за разом улучшать броски и результаты.
Лучше чувствовать себя после поражений мне помогает дружеское общение и поддержка близких. Только когда я начал играть в бочча у меня появились настоящие друзья. Они всегда готовы выслушать меня и поддержать что бы ни случилось. И мне очень помогает, когда я могу поговорить по душам близким мне человеком.
—Как проходят тренировки? Как часто вы их посещаете?
— В ходе занятий отрабатываем с тренером разные игровые ситуации. Ассистент должен все время молчать и выполнять мои команды, помогает мне только физически поставить жёлоб и мяч. А я сам определяю тактику игры.
В моём классе очень важно не только тактика, но и постановка мяча и желоба. Но на точность броска влияет не только постановка желоба, но и твердость мяча, ровность пола и даже температура воздуха. Нюансов в этой игре очень много. Поэтому-то она такая интересная и непредсказуемая.
— Было ли у вас желание всё бросить, когда что-то не получалось?
— Конечно. Мне кажется это бывает у любого спортсмена. Но такие чувства у меня быстро сменяются желанием новых побед.
— Расскажите о самом тяжелом периоде в вашей спортивной карьере. Как вам удалось преодолеть эти сложности?
— Тяжелее всего мне было в тот момент, когда начались возрастные изменения и понадобилось подбирать новую коляску, новые крепления, менять посадку в коляске. Я очень долго привыкаю ко всему новому.
Поэтому, методом проб и ошибок мы вместе с моими родными нашли подходящий вариант. Тогда мне тоже очень помогла поддержка близких.
— Есть ли у вас какая-нибудь особая привычка или ритуал, чтобы настроиться на игру?
— Да, я слушаю песню Магомаева «Герои спорта». Она помогает мне собраться и настроиться на игру.
— Что вы посоветуете другим людям, которые хотят достигать высоких результатов, но сталкиваются с трудностями?
— Не унывать, найти своё дело, в котором ты будешь успешен. Главный совет— не стесняться общаться с людьми и искать свою нишу.
— Многие люди с инвалидностью стесняются общаться и просить других о помощи. Как Вы справились с этими проблемами?
— Раньше я был очень стеснительный и замкнутый. Но дружеское общение помогло мне открыться. Так что у меня только один совет — пробовать, и не обращать внимания на негатив.
—Что для вас спорт? Какую роль он играет в вашей жизни?
— Спорт — это не только соревнования, но и возможность завести друзей, научиться чему-то новому и стать частью команды. Не стоит бояться неудач: они делают нас сильнее. Главное — это упорство и желание двигаться вперед. И помните: каждый шаг к цели — это уже победа! Для меня бочча стала второй семьей, и на каждую тренировку я иду как к себе домой.
Эмилия Багишева, ассистент Максима, о совместной работе:
Трудности в коммуникации с Максом были связаны в основном с притиркой во время игры. Но наша дружба началась до того, как я стала ассистентом в бочча, поэтому начальный этап общения был уже пройден.
Мне нужно было понимать его сокращения, а ему — чётко проговаривать слова. Кроме того, мешало волнение, но мы научились справляться с ним вместе.
Все эти проблемы решились на практике: чем больше мы играли вместе, тем лучше понимали друг друга.И сейчас мы стали уже очень классным тандемом, дополняем друг друга и понимаем буквально с полуслова.
Один раз во время прогулки по парку с Максом и его родными, мне рассказали, что такое бочча. Я, наверное, всегда хотела быть там, где спорт, но не знала куда податься, потому что я слишком лёгкая и тонкая для чего-то боевого, и мне слишком много лет для чего-то изящного.
Евгений Юрьевич (дядя Макса) рассказал мне, как они катались по разным странам и участвовали в соревнованиях, Максим поведал мне про смешные истории с допинг-контролем. Юлия Викторовна (мама Макса) объяснила основные правила. С этого начался мой интерес. На обратном пути из парка, Макс предложил мне стать его рамп-оператором.
Я приехала на первую тренировку, но очень плохо справилась с тем, что нужно делать. А потом приехала на ещё одну, и ещё одну. Потом мне купили наколенники, потом выдали московскую форму, потом я начала разбираться в том, что происходит, и начала терроризировать Макса вопросами и предложениями, как нужно действовать. (смеётся)
Я всё ещё являюсь ассистентом Макса, потому что мне очень круто с ним работать: он очень человечный, очень честный, у него замечательное чувство юмора. Он прекрасный друг и не менее прекрасный работодатель.
Мне нравится бочча, нравится динамика игры, нравится сидеть в корте и ждать аплодисментов болельщиков после выброшенного нами мяча.
Петр Буравцев