История социального стартапа

8 минут
История социального стартапа
Фото: pixabay com

За два года от работы по объявлению в газете до международной компании

Идея вести социально-ориентированный бизнес родилась в семье Светлаковых еще в далеком 2018 году. Тогда региональные медицинские учреждения должны были довести зарплату младшего персонала до 100% прожиточного минимума региона. В итоге санитарок просто перевели на должности уборщиц. Ухаживать за больными стало некому.

Ухаживать за больными стало некому

Хочешь сделать хорошо — сделай сам

Мария Светлакова в это время по долгу службы занималась внедрением штата сиделок в психоневрологические интернаты для престарелых. Дело двигалось с трудом, от сиделок больницы всячески отнекивались. Чтобы решить проблему у Марии родилась идея: если спрос среди пациентов есть, а инструмента для его удовлетворения нет — надо его создать.

Поэтому Мария с мужем Николаем решили приобрести франшизу известной сети социальных центров и стать первооткрывателями home-care в республике Марий Эл. Руководителем стал Николай Светлаков. В июле 2019 он открыл ИП, в августе — офис, а в сентябре стартовала работа по первому заказу.

Мария с мужем Николаем

“Начинал с того, что подал объявление «требуется сиделка» в местную газету. Когда набралось примерно 20 сиделок, стали подавать объявления о том, что мы «предоставляем услуги сиделки». Сейчас у нас больше двухсот сотрудников, но все равно приходится обзванивать 20-30 человек, чтобы подобрать специалиста оперативно”

Простое решение в сложной ситуации

Открытый ими Центр социального обслуживания стал пользоваться большим спросом в республике и за ее пределами. Но приоритетным направлением Николай по-прежнему считает развитие услуг сиделок. Запрос на эту услугу по-прежнему в обществе очень высок.

Во многом потому, что действующий закон включает помощь на дому, однако получить ее непросто: требуется время, личное присутствие и огромное количество документов. Вот как вспоминают клиенты Центра “квест” по поиску сиделки:

“Одной позвонила — занята, другая — цену заломила, третья мне уже по голосу не понравилась...в общем пришлось брать отпуск и самой ухаживать. Нашлась женщина, которая согласилась за приемлемую цену, но попросила вперед на две недели. Что делать? Плачу, после заверения, что отработает и никуда не денется. Делась, на следующей же день...Сколько денег потрачено зря, а сколько я времени убила, сколько нервов!”

Если же обратиться в Центр Николая и Марии, то таких проблем возникнуть не должно.

Основу центра социального обслуживания составляет база исполнителей, готовых приступить к работе незамедлительно. Она постоянно обновляется, охватывает не только столицу, но и всю республику.

Многие операции они стараются оцифровать, чтобы ускорить свою работу. Например, Николай рассказывает, что с частью постоянных заказчиков он никогда не встречался лично, все организационные вопросы, отчеты, обратная связь происходят по телефону и онлайн.

Также Центр взял на себя обслуживание послеоперационных, травматических больных, больных после инсультов, инфарктов, инвалидов, пожилых — всех, кому необходима помощь и сторонний уход. Даже одинокие пенсионеры могут оформить социальный патронаж и получить любую помощь по дому и хозяйству. Объем услуг и время работы тоже зависят от пожеланий заказчика — это может быть выход на 2 часа в неделю или постоянное проживание с полным ведением хозяйства.

Работу исполнителей контролируют лично Николай и Мария. При любой накладке или непредвиденной ситуации сиделка меняется незамедлительно. Подопечный никогда не останется без надзора, если его доверили Центру, заверяют руководители проекта.

“Приехали навестить подопечного с сиделкой, звоним в домофон — никто не отвечает, на телефон тоже. Заходим, а сиделка в состоянии «нестояния». Мы сиделку выпроваживаем, находим ей замену — через час новая сиделка на месте. Предыдущую сиделку — в «черный список». В него попадают сиделки, которые нас подвели. Им заказы больше не предлагаем!” - рассказывают Мария и Николай.

Еще один важный момент - кандидатов без опыта зачисляют в базу только при условии обязательного обучения на курсе "Школа профессиональных сиделок". Он разработан специально для Центра и рассчитан на людей без специального медицинского образования. Однако Николай признается, что отдает предпочтение опытным — большинство исполнителей центра уже работали сиделками в крупных городах России и Европы. Как минимум — ухаживали за лежачими родственниками.

А как же бесплатное обслуживание и государственные гарантии?

По данным исследования Ассоциации специалистов сферы социально-медицинского ухода «Патронаж», в каждой третьей российской семье есть пожилые люди, нуждающиеся в специальном уходе в силу возраста или инвалидности. В каждой 30-й семье — лежачие больные и престарелые, не способные себя обслуживать. Это более 1,5 млн человек.

Но при этом на фоне повышенного спроса, сектор негосударственных социальных организаций практически свободен — всего в России около 500 организаций, включая некоторые религиозные и благотворительные. Большинство из них — микробизнес.

В 2020 с целью повышения уровня социального обслуживания вступил в силу закон, согласно которому государство оплачивает деятельность частных социальных организаций наравне с государственными. Доступ к бюджету получают НКО и индивидуальные предприниматели по результатам конкурса: победитель заключает госконтракт. Его участники освобождены от уплаты НДС — это уравнивает условия налогообложения в государственном и частном секторе.

Все это развернуло перед Центром новые горизонты. Николай не остался в стороне: на базе ЦСО создал «Миссию Добра» — автономную некоммерческую организацию по предоставлению социальных услуг населению. Это подразделение будет работать по госконтрактам. Проект уже действующий.

История одного Ларгуса: маленький пример большого прогресса

Некоторые идеи развития сервиса, рассказывают Николай и Мария приходят “из жизни”. Однажды в Центр позвонила женщина, обеспокоенная отсутствием связи с пожилым отцом в течение нескольких дней. Мария с сиделкой отправились к нему. В квартире они обнаружили избитого мужчину — у него был разбит нос, челюсть, отсутствовала реакция на окружающих. На скорой его доставили в больницу, где после проведенного обследования отчего-то выдали заключение «для госпитализации оснований нет» и попросили покинуть больницу. Мужчина самостоятельно передвигаться не мог. Мария обзвонила все службы перевозки, включая ритуальные услуги, но никто не взялся за перевозку в поздний час. Сиделка всю ночь провела с больным в коридоре. Так пришло решение не зависеть ни от каких сторонних служб и вскоре в Центре появился собственный автомобиль, оборудованный для перевозки лежачих больных по городу и стране, от подъезда до подъезда, от кровати до кровати.

Перевозка больных

Сегодня создатели Центра гордятся результатами своей работы: За эти годы обслужено более 200 человек, база насчитывает 200 сиделок, а ежедневно работают около 50 исполнителей. География заказчиков, доверивших Центру своих близких, охватила Москву, Санкт-Петербург, Казань, а также Германию, Великобританию, США, Турцию, Кипр, Канаду, Голландию. Кроме того, был открыт прокат средств по уходу за больными и маломобильными людьми: кресла-коляски, костыли, противопролежневые матрасы, ходунки, опоры для лежачих, кресла-туалеты. Центр регулярно привлекает к реализации новых проектов юристов, врачей, психологов, а также религиозные организации, и компании по оказанию ритуальных услуг.

Такой труд не мог не остаться незамеченным. Центр получил звание «Лучший социальный проект года 2020» по итогам конкурса проектов в области социального предпринимательства.

Вручение диплома

Бизнес или призвание?

Во Франции недавно разработали робота-сиделку. У него есть позвоночник, скелет, функциональные конечности, ладони и самые настоящие пальцы, состоящие из нескольких фаланг. И даже имя — Ромео. Он умеет ухаживать за больными и стариками, но вряд ли когда-то получит повсеместное распространение. И дело даже не в стоимости изделия - 330 тысяч долларов. А в том, что пожилые люди, даже здоровые и самостоятельные, остро нуждаются в близком, теплом человеке. Кому можно показать текущий кран, пожаловаться на очередь в поликлинике, обсудить выпуск «Пусть говорят» или просто услышать: «Ну как вы сегодня?». А уж если человек больной или лежачий…

Для Николая и Марии каждый подопечный — «свой». Отправляя сиделку, они всегда навещают подопечного, проверяют, общаются, слушают, учитывают и при необходимости, корректируют работу специалиста. Они убеждены, социальная помощь — это не столько про быт, сколько про душу. И работе с людьми не может быть накладок или невыполненных обязательств:

«Позвонила сиделка и сказала, что заболела, а у нее на обслуживании дедушка, к которому она ходит на 2 часа. Обзвонив несколько свободных сиделок, понимаем, что сегодня никто не сможет прийти. Едем к дедушке сами. По его желанию сварили суп с рисом, на второе потушили капусту. А с завтрашнего дня выходит сиделка на замену.» - вспоминает Мария.

Под Новый год организовали целую акцию с поделками старикам от воспитанников детского дома. В день Победы Николай с дочкой объехали ветеранов с цветами, подарками и стихами. 8 марта поздравляли сиделок - главных женщин Центра.

Копилка Центра полнится теплыми отзывами, благодарностью, из сувениров получается целый музей, а из рассказов подопечных о жизни вполне сложится полноценная книга. И этими достижениями Мария и Николай гордятся не меньше, чем процветанием их бизнеса.

“Когда люди благодарят за нашу работу — и если мы слышим “спасибо”- вот это и есть для нас главная награда за наш труд!” – считают Николай и Мария.

Светлана Рокина

Интересное по теме

14 мая 2021

В России в 12 регионах заработала Служба поиска медицинской помощи

Уникальная благотворительная горячая линия «Верное направление» заработала в России
слухопротезирование Москва